Уважаемые родители!
Иногда общение с детьми вызывает трудности и требует родительского терпения.
Такие формы общения с ребенком недопустимы:
Угрозы
Потому, что они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебе покажу!», «Ты у меня дождешься …» и т.д.
Дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.
Унижение
Не говорите ребенку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», и прочее в том же духе.
Сколько раз вы оскорбили ребенка, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «Я» — тому, из чего развивается его личность.
Понуждение ребенка давать невыполнимые обещания
Не понуждайте детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. А потом вновь делает то, что ему запретили. И родители же его попрекают: «Ты же не сдержал обещания!».
Помните: дети имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.
Требование от ребенка немедленного и слепого послушания
Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом — минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин», «Вставай, я кому сказала!».
Ребенок — не робот, а человек, очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей и, кроме того, так же будет относиться в старости к вам.
Предъявление требований к ребенку, которые он не может выполнить в силу возрастных особенностей
Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.
Предъявление требований, которые понижают самооценку ребенка
Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.
Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки». Доводилось вам слышать, как дети, к примеру, отвечают на обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек», – повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.
Подобные формы общения являются проявлением жестокого обращения
Помните!
Ничто не оправдывает жестокое обращение с детьми
Взрослые и дети имеют равное право на жизнь без насилия
Есть старинная мудрость:
«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.
Прежде чем обидеть — посчитай до ста.
Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».
Родители, учитесь владеть собой!
Буклет подготовлен ГУ СО Республиканский центр социальной помощи семье и детям «Сампо»
в рамках региональной целевой
программы «Дети Карелии»
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия
Советы родителям
ГУ СО «Республиканский центр социальной помощи семье и детям «Сампо»
Петрозаводск
2009 г.
Комментарии
Оставьте комментарийCOMMENTFORM